Стр. 41

Иванова В.А.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

УДК 327.7

В.А. Иванова, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: veronikakiti@yandex.ru

Научный руководитель – Л.С. Крючкова, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Ростовского филиала Российской таможенной академии

Аннотация. В статье рассматриваются основные макроэкономические показатели развития Евразийского экономического союза за 2019-2023 гг., анализируется динамика торговли государств – членов ЕАЭС. Приводятся основные результаты работы стран данного объединения по формированию зон свободной торговли, единых товарного, финансового рынков и рынка услуг, развитию промышленной кооперации, транспортной инфраструктуры, сотрудничеству с ключевыми внешнеторговыми партнерами и международными организациями. В заключении автором выделены наиболее перспективные сферы развития ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, Союз, внешняя торговля, взаимная торговля, сотрудничество, развитие, евразийская интеграция, внешнеторговые партнеры, экономика, единый рынок.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) представляет собой региональную экономическую организацию, членами которой являются пять стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Данная организация была создана для того, чтобы обеспечить стабильное развитие экономик стран Союза и повысить уровень жизни их граждан, сформировать единый рынок, на котором могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и рабочая сила, а также модернизировать и повысить конкурентоспособность национальных экономик в мире.

Для достижения поставленных целей в 2020 г. были утверждены 11 стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. За счет реализации мер и механизмов в рамках данных направлений предполагается создать условия для гармоничного развития и сближения уровней развития экономик стран-участниц, расширить сферы экономического сотрудничества и обеспечить дальнейшее развитие интеграционного потенциала ЕАЭС.

С целью оценки текущего состояния развития ЕАЭС рассмотрим основные экономические показатели Союза за 2019-2023 гг.

В 2019 г. объем ВВП в ЕАЭС составил почти 2 трлн долл., но в связи с пандемией COVID-19 и последующим экономическим кризисом в 2020 г. наблюдалось снижение ВВП на 10,9% относительно предыдущего года. В 2021-2022 гг. экономика стран ЕАЭС начала восстанавливаться и уже по итогам 2022 г. объем ВВП достиг 2,6 трлн долл. Однако в следующем году показатель снизился на 8,7% (рис. 1).

Рис. 1. Объем ВВП в государствах-членах ЕАЭС, млн долл. США

Источник: разработан автором на основе [1].

Примечательно то, что более 80% от совокупного объема ВВП приходится на Россию, что говорит о значительном влиянии России на функционирование и развитие экономики данного интеграционного объединения.

В целом за последние 5 лет во всех странах Союза наблюдался рост ВВП, и лишь в 2020 г. – спад. В 2023 г. объем ВВП сократился только в Беларуси и России, а в Армении, Казахстане и Кыргызстане – увеличился на 24%, 16% и 15% соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Динамика ВВП в государствах-членах ЕАЭС (в % к предыдущему году)

Источник: разработан автором на основе [1].

В 2023 г. в ЕАЭС рост наблюдался и по другим макроэкономическим показателям (рис. 3). Так, объем промышленного производства увеличился на 3,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 1444,6 млрд долл. Рост по данному показателю наблюдался во всех 5 странах, при этом наибольший прирост был зафиксирован в Беларуси (+7,7%).

Рис. 3. Основные экономические показатели ЕАЭС (в % к предыдущему году)

Источник: разработан автором на основе [2].

Оборот розничной торговли в ЕАЭС в 2023 г. вырос на 6,6%, тогда как за 2022 г. был зафиксирован спад на 5,7%. В Армении данный показатель увеличился на 14,2%, Кыргызстане – на 11,5%, в Беларуси – на 8,5%, Казахстане – на 7,7%, в России – на 6,4%. Такая положительная динамика была обусловлена восстановлением спроса со стороны потребителей и налаживанием новых цепочек поставок товаров.

В строительной отрасли в 2023 г. прирост составил 8,6%. Значительно объем выполненных строительных работ увеличился в Армении (на 37,6%) и Кыргызстане (на 32,1%). Ввиду роста объема строительных работ увеличилось и количество жилья, введенного в эксплуатацию, на 7,9%.

Кроме того, в ЕАЭС существенно вырос пассажирооборот: с 4% в 2022 г. до 12,6% в 2023 г., что объясняется снятием ограничительных мер, повышением спроса на поездки и путешествия, развитием транспортной сети. Однако по грузообороту второй год подряд наблюдалось снижение: в 2022 г. показатель снизился на 2,3%, в 2023 г. – на 0,6%.

Что касается производства сельхозпродукции, то по итогам 2023 г. оно сократилось на 1,1%. По сравнению с 2022 г. зерна было собрано на 9,9% меньше, вместе с тем увеличились сборы сахарной свеклы на 9,7%, картофеля – на 4,6% и овощей – на 0,7%. Положительные результаты страны ЕАЭС показали и в отрасли животноводства: увеличилось производство скота и птицы на убой, молока и яиц.

Для того чтобы оценить эффективность интеграционного объединения, рассмотрим объемы внешней и взаимной торговли государств-членов ЕАЭС.

В 2019 г. оборот внешней торговли товарами стран-участниц ЕАЭС с третьими странами составил 735,8 млрд долл. В 2020 г. внешнеторговый оборот сократился на 15,1%, в том числе экспорт – на 20,8%, импорт – на 5,5%. Но уже в следующем году внешнеторговый оборот увеличился на 35,5%, или на 221,7 млрд долл., экспорт – на 44,7%, импорт – на 22,6% (рис. 4).

Рис. 4. Объем внешней торговли товарами со странами вне ЕАЭС, млрд долл.

Источник: разработан автором на основе [1].

В 2022 г. внешнеторговый оборот достиг 923 млрд долл. и вырос во всех странах ЕАЭС, за исключением Беларуси. Так, в Армении прирост по данному показателю составил 69,4%, в Казахстане – 33,2%, Кыргызстане – 44,7%, в России – 8,3%.

По итогам 2023 г. объемы экспорта увеличились в Армении (на 55%), Кыргызстане (на 47%) и Беларуси (на 5%), но сократились в Казахстане (на 7%) и России (на 28%). При этом по импортным поставкам во всех странах Союза наблюдался рост (табл. 1).

Таблица 1

Объемы внешней торговли государств – членов ЕАЭС, млн долл.

 20222023В % к 2022 году
ЭкспортИмпортЭкспортИмпортЭкспортИмпорт
Армения5 4198 7768 41512 308155,3140,2
Беларусь38 36938 46840 16843 256104,7112,4
Казахстан84 59350 93478 67561 15993,0120,1
Кыргызстан2 2559 8033 30912 352146,8126,0
Россия591 460259 083425 088285 05771,9110,0

Источник: составлено автором на основе [3-7].

В настоящее время активно развивается и взаимная торговля стран ЕАЭС, несмотря на кризисы, с которыми пришлось столкнуться странам, и сохраняющуюся геополитическую напряженность в мире. После снижения объема взаимной торговли товарами в 2020 г. по итогам следующего года его величина возросла на 32,8%, а в 2022 г. прирост составил 14%. В 2023 г. объем торговли между странами Союза составил 80,6 млрд долл., что на 30,8% больше, чем в 2019 г., и почти в 2 раза превышает объемы 2015 г. (рис. 5).

Рис. 5. Объем взаимной торговли товарами стран ЕАЭС, млрд долл.

Источник: разработан автором на основе [1].

Среди изменений, произошедших во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС в 2022-2023 гг., можно выделить следующее:

  1. перераспределение товарных потоков между странами, расширение номенклатуры поставляемых товаров в связи с переориентацией маршрутов поставок;
  2. рост значимости внутреннего рынка ЕАЭС для государств-членов, о чем свидетельствует рост доли взаимной торговли в экспорте стран-участниц;
  3. более сбалансированные торговые потоки между странами «пятерки» (формирование положительного сальдо торгового баланса у Армении, сокращение отрицательного сальдо у Казахстана и Кыргызстана и профицита торговли России с другими участниками) [8].

В сфере торговой политики ЕАЭС уделяет большое внимание созданию и обеспечению функционирования зон свободной торговли (ЗСТ) с третьими странами, в рамках которых товары могут ввозиться беспошлинно.

На данный момент действуют три соглашения о свободной торговле: с Вьетнамом, Ираном и Сербией. В 2019 г. было подписано соглашение с Сингапуром, но пока что оно не вступило в силу. Также ЕАЭС проводит переговоры о создании ЗСТ и с другими странами: Египтом, Индией, Индонезией, Израилем и ОАЭ. Предполагается, что за счет создания ЗСТ с этими странами получится продвинуть товары Союза на развивающиеся рынки, сформировать новые логистические и финансовые связи и стимулировать инвестиционное сотрудничество.

Для того чтобы повысить эффективность функционирования действующих зон свободной торговли Союза в современных условиях, увеличить объемы экспорта и импорта товаров между странами, в перспективе целесообразно заключить торговые соглашения с ведущими партнерами, например, с Китаем, а также расширить сферу действия существующих соглашений (обеспечить либерализацию торговли услугами, укрепить сотрудничество в сфере инвестиций).

Стоит отметить, что в настоящее время в ЕАЭС ведется планомерная работа по обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

С целью формирования общего товарного рынка страны ЕАЭС предпринимают ряд мер по устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле. С 2022 г. на внутреннем рынке ЕАЭС было устранено 15 барьеров, 10 препятствий с признаками барьеров, 3 ограничения и 2 изъятия, а всего с 2016 г. – 67 барьеров и 30 препятствий с признаками барьеров [9].

На сегодняшний день на территории Союза еще сохраняются несколько барьеров и ограничений. Поэтому с целью оптимизации работы в этом направлении ЕЭК разработана специальная методология, предусматривающая менее продолжительные сроки и усовершенствованный механизм анализа препятствий, а также обновленный порядок признания их устраненными. В ближайшее время это позволит снять последние барьеры и ограничения, имеющиеся на рынках государств-членов.

Что касается единого рынка услуг ЕАЭС, то в него уже входят 128 видов услуг, что составляет около 60% от всех услуг, производимых в Союзе. В 2022 г. был разработан перечень из 117 секторов услуг, которые должны перейти в формат единого рынка. В будущем это позволит охватить дополнительно 20% услуг, производимых в ЕАЭС [10].

Определенных успехов удалось добиться и в области формирования общего финансового рынка в ЕАЭС. Так, например, в 2022 г. было принято соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании – международной организации, которая будет осуществлять перестрахование экспортных кредитов и инвестиций от рисков при торговле в государствах Союза и третьих странах. Также удалось подключить большую часть банков ЕАЭС к системе передачи финансовых сообщений Банка России, запустить на Московской бирже торги валютами пяти стран. В результате доля расчетов в национальных валютах во взаимной торговле в 2023 г. достигла 90% [10].

Дальнейшее развитие взаимодействия в финансовой сфере будет заключаться в гармонизации нормативных актов, обеспечении взаимного признания лицензий банков и страховых организаций, а также формировании независимой платежно-расчетной инфраструктуры, в том числе за счет внедрения цифровых финансовых технологий.

Одним из важнейших направлений развития интеграции на евразийском пространстве выступает развитие и укрепление промышленного потенциала экономик государств – членов. В ЕАЭС уже реализуется множество проектов в различных отраслях промышленности, и, учитывая то, что страны «пятерки» обладают огромным потенциалом в производстве многих товаров, в числе которых турбореактивные двигатели, бытовая техника, сельскохозяйственные машины, одежда, текстиль, электрический транспорт, большую роль играет финансовая поддержка промышленных кооперационных проектов.

Механизм такой поддержки был утвержден ЕЭК в 2023 г. и предполагает предоставление льготных кредитов на реализацию совместных промышленных проектов, в которых участвуют представители не менее трех стран Союза. Итак, финансирование кооперационных проектов позволит стимулировать производство в наиболее приоритетных отраслях промышленности, создать новые рабочие места и использовать весь накопленный потенциал ЕАЭС максимально эффективно [10].

В настоящее время все больше стран начинают развивать диалог с ЕАЭС: налаживается взаимодействие не только в рамках СНГ, но и со странами Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Так, совместно с Китаем, главным внешнеторговым партнером, ЕАЭС реализует проект «Один пояс – один путь», который предполагает развитие сотрудничества со странами Евразии в различных сферах. Для государств Союза реализация китайской инициативы позволит развивать торговлю, промышленность, транспортную инфраструктуру, финансовые рынки, привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить устойчивый экономический рост в будущем.

Перспективным направлением развития ЕАЭС также является сотрудничество с такими международными организациями, как ШОС, БРИКС и АСЕАН. Взаимодействие с ними не ограничивается только наращиванием товарооборота, а предполагает комплексное развитие территорий государств данных интеграционных группировок, разработку мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик и поиск совместных решений глобальных проблем.

Для развития внешней торговли с ключевыми партнерами: КНР, Турцией, Индией, Ираном и другими странами Африки – важно создать современную транспортно-логистическую инфраструктуру, которая позволит сократить сроки доставки товаров и снизить издержки сторон.

Ярким примером тому является строительство транспортного коридора «Север – Юг», проходящего через Россию, Иран, Индию, страны Персидского залива и Южной Азии. Сейчас строятся новые коридоры через Урал и Сибирь, Монголию и Дальний Восток, завершается строительство западной ветви коридора. К 2025 г. планируется увеличить объемы экспортных поставок по этому маршруту в 2 раза, а к 2030 г. – в 3 раза [11].

Как любое интеграционное объединение, ЕАЭС в перспективе может развивать отношения с внешними партнерами путем предоставления государствам статуса наблюдателя Союза. На данный момент такой статус имеют Молдавия, Куба и Узбекистан. Расширение института наблюдателей позволит ЕАЭС и будущим государствам-участникам реализовать совместные стратегические инициативы, обеспечить рост экономики и наладить всестороннее сотрудничество.

Таким образом, с учетом политической и экономической ситуации в мире и текущего состояния развития ЕАЭС в качестве наиболее перспективных направлений сотрудничества в рамках Союза и его развития в целом можно выделить следующие:

  1. Формирование единых рынков товаров, услуг, капитала и труда.
  2. Создание единого цифрового пространства с целью встраивания государств Союза в мировую цифровую экосистему и рынки.
  3. Развитие промышленной кооперации и сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций.
  4. Развитие транспортных маршрутов в рамках ЕАЭС и между континентами.
  5. Развитие торговли внутри Союза, а также внешней торговли за счет создания зон свободной торговли с ведущими партнерами и укрепления сотрудничества с восточными и африканскими странами, в том числе с членами ШОС, БРИКС, АСЕАН.

Подводя итог, стоит сказать, что за 10 лет существования ЕАЭС добился немалых успехов. Несмотря на сложные экономические и политические условия, страны Союза смогли выдержать беспрецедентное внешнее давление, не допустить провалов в экономике и показать достойные результаты развития. В настоящее время государства – члены ЕАЭС ведут активную работу по развитию экономической интеграции, наращивают товарооборот во взаимной и внешней торговле, налаживают сотрудничество с ключевыми странами и организациями. Реализация намеченных инициатив и мероприятий в рамках перспективных направлений развития позволят ЕАЭС в будущем стать одним из наиболее значимых центров мирового развития, связующим звеном между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Использованные источники:

  1. Публикации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://clck.ru/3Ap9bG.
  2. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза. Январь – декабрь 2023 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://clck.ru/3APukM.
  3. Итоги внешней торговли со всеми странами [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: https://clck.ru/3APvb7.
  4. Электронные таблицы [Электронный ресурс] // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://clck.ru/3APvpT.
  5. Основные показатели внешней торговли [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://clck.ru/3APvvv.
  6. Динамические ряды [Электронный ресурс] // Статистический комитет Республики Армения. URL: https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=10001.
  7. Экспортно-импортные операции Кыргызской Республики в январе-декабре 2023 г. [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: https://clck.ru/3APwkJ.
  8. Аналитический доклад о макроэкономической ситуации в государствах – членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития, 2024. URL: https://clck.ru/3APxUi.
  9. В ЕАЭС устранено 25 препятствий на внутреннем рынке [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://clck.ru/3APxnG.
  10. Замглавы Минэкономразвития: в молодости ЕАЭС кроется его сила и интеграционная гибкость [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://clck.ru/3ApBUf.
  11. Путин: РФ планирует к 2025 году удвоить объем экспортных перевозок по маршруту Север – Юг. ТАСС. URL: https://clck.ru/3APzAf.