Стр. 45

Касьянова А.А.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕАЭС: ПРИОРИТЕТНЫЕ ПАРТНЁРЫ

УДК 339.924

А.А. Касьянова, студент экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии

e-mail: kasanovaalena05@gmail.com

Научный руководитель – Л.Д. Киянова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии

Аннотация. Статья посвящена исследованию международного сотрудничества и анализу приоритетных партнёров в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз). Рассматривается роль и место ЕАЭС в глобальной экономике, в первую очередь мировой торговле, а также опыт других стран в сотрудничестве с ЕАЭС. Определены основные тенденции развития международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и проблемы преодоления ограничений во взаимодействии с интеграционными объединениями мирового сообщества. Основное внимание в работе уделяется сформированным механизмам сотрудничества и выделению наиболее перспективных направлений развития внешнеторговых связей Союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, международное сотрудничество, внешнеэкономические связи, торгово-экономические партнёры ЕАЭС, приоритетные направления сотрудничества.

Введение

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективное средство достижения собственных экономических интересов государства – участие в региональной экономической интеграции. В мировой экономике действует развитая система региональных торговых соглашений: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (далее – ACEAH), соглашение между Австралией, Новой Зеландией и АСЕАН о создании зоны свободной торговли (далее – AANZFTA), экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой (далее – MEPKOCУР) и др. Одним из крупных интеграционных объединений на постсоветском пространстве является Евразийский экономический союз.

Экономическое развитие ЕАЭС проходит в непростых условиях, когда для углубления интеграции и преодоления барьеров её развития необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние драйверы. Кроме таможенно-тарифного регулирования, расширения возможностей внутреннего рынка и кооперации, фактором, способствующим повышению устойчивости интеграционного объединения и его экономическому развитию, может стать международное сотрудничество. Для государств-членов ЕАЭС международное сотрудничество является одним из основных стратегических приоритетов [1]. Укрепление международных связей Союза, основанных на использовании торгово-экономического потенциала, позволит не только обеспечить эффективное функционирование единого рынка, но и превратить ЕАЭС в один из наиболее значимых центров современного мирового развития, открытый механизм для взаимовыгодного сотрудничества с внешними партнёрами и выстраивания новых форматов взаимодействия [2].

Цель статьи – определить перспективы международного сотрудничества ЕАЭС с другими странами и региональными блоками (преимущественно экономические объединения стран) с учётом меняющейся геополитической ситуациии в мире.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • оценить роль ЕАЭС как одного из интеграционных объединений, обладающих значительным экономическим потенциалом в международных экономических отношениях;
  • проанализировать основные тенденции развития международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и существующие механизмы торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС;
  •  определить приоритетных партнёров в ближайшей перспективе и  выявить способы преодоления ограничений во взаимодействии с другими интеграционными объединениями.

По итогам 2023 года удельный вес ЕАЭС в мировом валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) в текущих ценах составил 2,3%. Активный экономический рост наблюдался во всех странах ЕАЭС – 3,7% [3]. Несмотря на то, что прогнозировалось отставание от динамики развития мирового сообщества, что являлось приемлемым для ЕАЭС в условиях сложившейся картины мира, значение выходило за пределы целевого интервала, установленного в Основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2024-2025 гг. (2,4-3,0%) (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели динамики ВВП стран мира и ЕАЭС в 2019-2023 гг., % прироста [1]

Год20192020202120222023
ЕАЭС2,3-2,65,4-1,63,7
ЕС1,7-6,15,13,40,8
Индия6,6-5,89,17,26,3
Китай6,12,38,03,05,0
США2,2-3,56,02,12,1
Юго-Восточная Азия3,9-2,46,45,55,2
Среднемировой уровень ВВП2,8-3,36,03,53,0

Из табл. 1 следует, что темпы экономического роста ЕАЭС выше среднемирового уровня, который по итогам 2023 года составил 3,0%. Значение не характеризуется стабильностью особенно в период 2020-2022 гг., когда наблюдалось изменение транспортно-логистических маршрутов, ограничение кредитно-финансовых отношений и т.д. Упор на развитие сбалансированных внутренних торговых потоков, реализация национальных мер поддержки экономик стран ЕАЭС, активизация потребительского и инвестиционного спроса, а так же адаптация к сложившимся внешним условиям за последний год способствовали восстановлению экономической активности (см. рис. 1). В данный период также практически завершились изменения в структуре торговых, финансовых потоков и миграции, но долгосрочные риски геополитической фрагментации сохраняются, что скорее всего отразится на возможности дальнейшего снижения ограничительных мер, доступу к технологиям и финансированию.

Рис. 1. Структура экспорта ЕАЭС по товарным группам в 2022 году: внешняя торговля, % [4]

Несмотря на то, что ВВП ЕАЭС не занимает лидирующих позиций, по производству и реализации отдельных категорий товаров, таких как нефть, газ, другие минеральные ресурсы, продукция агропромышленного комплекса (далее – АПК), Союз занимает ведущие места в мировом производстве. Также ЕАЭС, в первую очередь Россия, стала абсолютно конкурентоспособна на мировом уровне за счёт АПК, даже несмотря на то, что такие страны как США и Китай производят и потребляют больше [5].

Это создаёт большой потенциал для привлечения инвестиций в отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности, в первую очередь, нефтегазовой отрасли России и Казахстана.

 ЕАЭС имеет большое количество заинтересованных партнеров. На конец 2021 года основными странами-партнёрами ЕАЭС являлись Германия, Италия, Китай, Польша, Соединённое Королевство Нидерланды, Турция, Украина с удельным весом от общего объёма внешней торговли 10,4%, 9,2%, 26,2%, 6,2%, 7,6%, 16,1%, 9,8% и 4,7% соответственно.

С учётом геополитической ситуации дальнейшее развитие механизмов эффективного сотрудничества будет продолжено с Китаем, странами БРИКС (с начала 2024 года к межгосударственному объединению присоединились Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия) и региональными объединениями: Содружеством Независимых Государств (далее – СНГ), Шанхайской организацией сотрудничества (далее – ШОС), АСЕАН, МЕРКОСУР, Общим рынком Восточной и Южной Африки (далее – КОМЕСА), что обуславливает увеличение удельного веса их стран-участников в общем объёме внешней торговли ЕАЭС по сравнению с предыдущим периодом. То есть, делается акцент на взаимодействие с странами-партнёрами в Евразии, Африке, Латинской Америке, Ближнем Востоке, а также направляются усилия на взаимодействие с государствами-наблюдателями: Республикой Узбекистан, Республикой Куба и Республикой Молдова. ЕАЭС в рамках приоритетных направлений международного сотрудничества в среднесрочной перспективе с целью увеличения политического и экономического влияния в 2024-2025 гг. также сосредоточит внимание на развитии механизмов взаимодействия с третьими странами: Республикой Индонезией, Республикой Индией, Монголией и другими [3].

С учётом вышеизложенного отразим результаты структурного анализа приоритетных торговых связей ЕАЭС в 2020–2022 гг. с различными странами, а также региональными объединениями для того, чтобы оценить какой объём внешней торговли приходился на недружественные страны в том числе (см. табл. 2).

Таблица 2

Внешняя торговля ЕАЭС по странам за 2020-2022 гг., % [4,6]

Страна202020212022
ЕС в том числе:36,7538,1938,71
Германия7,537,457,08
Италия4,624,985,4
Нидерланды5,316,357,65
Польша7,918,117,43
АТЭС в том числе:36,4135,6335,47
Китай20,1719,7619,64
Япония2,822,52,36
США3,723,413,52
СНГ в том числе:5,275,064,66
Узбекистан1,511,361,09
МЕРКОСУР1,151,341,30
Другие страны  в том числе:20,4819,4517,86
Соединённое Королевство4,743,381,91
Турция4,064,647,02
Египет0,560,570,49
Монголия0,170,220,15
Индия1,571,631,46

Из табл. 2 следует, что отсутствие сложившихся внешнеторговых связей, например, со странами Европейского союза (далее – ЕС) до 2022 года включительно, демонстрирует очень низкую долю во внешней торговле стран, перспективных к сотрудничеству в настоящее время. Тем не менее большой потенциал наблюдается в торговле со странами АТЭС, в первую очередь с Китаем. Китай наряду с ШОС является одним из ключевых звеньев мировой торговой системы и центральным звеном торговых связей является Россия. С начала 2023 года доля стран АТЭС, СНГ, МЕРКОСУР, ШОС в общем объёме внешней торговли ЕАЭС постепенно увеличивается, в том числе на фоне быстрого восстановления России [6].

Россия является крупнейшим в ЕАЭС торговым партнёром стран Латинской Америки и Карибского бассейна (далее – ЛАК). Основным рынком сбыта товаров из России в странах ЛАК является Бразилия. Доля МЕРКОСУР во внешнеторговом обороте ЕАЭС в целом незначительна: на страны МЕРКОСУР в общем товарном обороте ЕАЭС приходится лишь 1,15% [5].

За время функционирования ЕАЭС заключено Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, Сингапуром и Китайской Народной Республикой (далее – КНР), о зоне свободной торговли с Сербией и Ираном. При этом доля данных стран во внешнеторговом обороте ЕАЭС пока невелика – 2,2%, в то время, когда в мировой торговле их доля несколько выше: мировом экспорте – 4%, мировом импорте – 3,6%. Для ЕАЭС эти значения составляют 2,7% и 1,8% соответственно. За первый год заключения соглашения с Вьетнамом был замечен значительный прирост как товарного оборота в целом, так и экспортно-импортных потоков. Соглашение о свободной торговле с Сербией унифицировало торговый режим между странами Союза и страной, а также модернизировало ранее сформированные на двусторонней основе договорённости [6].

ЕАЭС продолжает выстраивать взаимодействия с Египтом, Израилем, Монголией, Индией, Индонезией, Объединёнными Арабскими Эмиратами. Торговые соглашения с данными странами находятся в разработке. Их доля во внешнеторговом обороте ЕАЭС составляет 4% [7].

Кроме вышеперечисленных стран ЕАЭС ведёт внешнюю торговлю, преимущественно экспортируя товары, с Грузией, Конго и др.

Беспрецедентные изменения внешних условий в результате эскалации и экономических санкций в отношении Беларуси и России будут оказывать влияние на экономики государств-членов Союза в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для сглаживания существующих ограничений в отношении международного сотрудничество ЕАЭС необходимо:

  • выйти на траекторию опережающего развития (ежегодный темп прироста  ВВП – 4,5-5,5%) [2];
  • обеспечивать макроэкономическую стабильность, устойчивость к внешним вызовам и развитие использования национальных валют;
  • формировать благоприятные условия для наращивания инвестиций в реальный сектор национальных экономик;
  • развивать научно-технологический и производственный потенциал Союза, в том числе благодаря локализации высокотехнологичных производств;
  • не только укреплять внутренний рынок, но и расширять экспортные возможности в отношении с третьими странами [5].

Стратегическая цель ЕАЭС –  «углубление региональной интеграции и создание на её основе обновлённой архитектуры международных экономических отношений» [5].

С одной стороны, сравнительно недавно были разорваны торгово-экономические связи Беларуси и России с ЕС – крупнейшим торговым партнёром государств-членов ЕАЭС, с другой – имеет место растущий спрос со стороны Китая – нового центра экономической активности, и других стран Юго-Восточной Азии, но он ориентирован на сырьевой экспорт. На данный момент и для России Китай является наиболее крупным торговым партнёром, в том числе в период постепенного снижения зависимости экономики страны от сырьевого экспорта. Стратегическое видение сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь» позволит  ускорить реализацию Цифровой повестки ЕАЭС-2025 и построение Большого Евразийского партнерства, обеспечить дополнительный приток китайских прямых иностранных инвестиций  в том числе в сектора обрабатывающей промышленности и инфраструктуры, создать новые рабочие места и возможность для научно-технологического прорыва [8].

Актуальными являются вопросы активизации работы стран ЕАЭС и тех стран СНГ, которые не являются членами Союза. Яркий пример эффективного взаимодействия – Республика Узбекистан, которая в 2020 году получила статус государства-наблюдателя при  Союзе. Был заключен договор, цель которого – интенсивное развитие торгово-экономического сотрудничества [6].

Одними из основных приоритетов развития интеграции в ЕАЭС в среднесрочной перспективе должны стать: развитие новых зарубежных ниш для экспортных товаров ЕАЭС, осуществление поиска на новых рынках в Азии, Африке, Латинской Америке товаров, ввоз которых ограничен перемещением западных санкционных мер. Потенциал формирования зоны свободной торговли ЕАЭС-МЕРКОСУР по аналогии с опытом заключения Соглашения о свободной торговле ЕС-МЕРКОСУР представляет интерес для Союза, что подкрепляется заявлением председателя Коллегии ЕЭК [8].

Необходимо продолжать работу по углублению экономического сотрудничества с зарубежными странами и интеграционными объединениями ЕАЭС-СНГ, ЕАЭС-АСЕАН, в формате АСЕАН-ШОС-ЕАЭС, а также создавать новые логистические цепочки: транспортные коридоры Восток-Запад и Север-Юг в направлении Европы, Ближнего Востока, Индии. Это позволит устранить препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС и совместно со странами ШОС сформировать трансконтинентальный логистический мегапроект, что станет практическим исполнением инициативы «Один пояс -один путь» [9].

В 2023 году страной-партнёром ЕАЭС стала Республика Индонезия «ЕАЭС-Индонезия». Приоритетные задачи сотрудничества в данном случае состоят в создании устойчивой инфраструктуры, наращивании цепочек поставок, устранении нетарифных барьеров [9].

Кроме заключения новых соглашений торгово-экономического сотрудничества, перед государствами-членами ЕАЭС стоит задача их дальнейшего развития с Китаем, Японией, Турцией и другими странами, в том числе СНГ.

Сотрудничество в рамках ЕАЭС продолжает укрепляться, поэтому важно координировать совместные усилия по созданию децентрализованной финансовой системы. Перспективными направлениями сотрудничества будут оставаться энергетика, торговля, инвестиции, транспорт и логистика, сельское хозяйство. Сюда же можно отнести организацию совместных промышленных предприятий, привлечение инвестиций в промышленное производство путём использования потенциала действующих международных и национальных финансовых институтов, развитие локализации производства, переориентацию в сторону высокотехнологичных товаров, поощрение инвестиционных проектов, создающих региональные производственно-технологические цепочки товаров с высокой добавленной стоимостью для развития кооперационных связей ЕАЭС [10].

Несмотря на затяжную геополитическую ситуацию, осложнённую введёнными санкциями и ограничениями против одной из стран-участниц, ЕАЭС имеет значительный потенциал для привлечения инвестиций и расширения торговых связей с другими странами. Действующие связи Союза, такие как торгово-экономическое партнёрство с КНР, Турцией и другими странами, будет подкрепляться в среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничеством с Вьетнамом, ОАЭ, странами СНГ, ШОС и международными организациями: Европейской организацией публичного права, Международным советом по зерну, Мировым энергетическим советом, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Евразийским банком развития и другими. Международное сотрудничество способствует укреплению позиции ЕАЭС на мировой арене и в долгосрочной перспективе будет оставаться одним из основных стратегических приоритетов развития евразийской интеграции. Поддержание и дальнейшее развитие международного сотрудничества в рамках ЕАЭС позволит не только укрепить внутренние связи государств-членов, но и расширить экономические возможности за счёт сформировавшегося потенциала: формировать торговые соглашения, увеличивающие объёмы торговли со странами и региональными блоками.

Использованные источники:

  1. О макроэкономической ситуации в государствах-членах ЕАЭС и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития: макроэкономический доклад 2024 года. М.: ЕЭК, 2024. 50 с.
  2. Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами-членами в области макроэкономической политики: годовой доклад за 2021 год. М.: ЕЭК, 2022. 63 с.
  3. Об основных ориентирах макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2024-2025 годы: решение. Санкт-Петербург: Высший Евразийский экономический совет, 2023. 21 с.
  4. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. М.: ЕЭК, 2024. 177 с.
  5. Евразийская экономическая интеграция в эпоху глобальных изменений. Новые возможности инвестиционной активности // Евразийский экономический форум. КР, г. Бишкек: ЕЭК, 2022. 31 с.
  6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/.
  7. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени / Точин А. В. [и др.]. М.: НП РСМД, 2023.  № 84. 78 c.
  8. В поисках новой архитектуры многополярности: международное сотрудничество ЕАЭС: доклад НИУ ВШЭ / Мешкова Т. А. [и др.]. М: Высшая школа экономики, 2020. 133 с.
  9. Евразийская интеграция в многополярном мире // Евразийского экономического форум. М.: ЕЭК, 2023. 22 с.
  10. Место ЕАЭС в мире стратегических изменений: сценарий «Собственный центр силы» на основе научно-технологического прорыва – долгосрочный ответ на вызовы глобального экономического кризиса, вызванного пандемией: аналитический доклад. М.: ЕЭК, 2020. 37 с.