Стр. 49

Корнеева С.М.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

УДК 338.2

С.М. Корнеева студент 1 курса экономического факультета Российской таможенной академии

e-mail: sm.korneeva23@customs-academy.ru

Научный руководитель – Т.В. Рязанова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики таможенного дела Российской таможенной академии

e-mail: v.ryazanova@customs-academy.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы государственного регулирования деятельности промышленных предприятий в условиях проведения Специальной военной операции (далее -СВО).

Ключевые слова: Специальная военная операция, государственные заказы, предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

Начало Специальной военной операции (далее – СВО) оказало существенное влияние на перестройку экономики России, а именно на увеличение доли государственного регулирования в структуре деятельности промышленных предприятий [1]. В экономике России увеличивается индикативное планирование деятельности предприятий Оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Многие предприятия являются стратегически важными для обеспечения обороноспособности России, наращиванию её промышленного потенциала. Именно поэтому одной из важнейших задач государства с февраля 2022 года стал контроль за выполнением плана по выпуску продукции, для обеспечения нужд СВО. Необходимость внедрения государственного регулирования деятельности промышленных предприятий ОПК состоит в надзоре за должным выпуском товаров, соответствующих стандартам, а также за выполнением планов по реализации продукции. Кроме того, государство следит за количеством занятых, внедряет льготы для работников предприятий ОПК, желая поддерживать постоянство кадрового состава и уменьшая риск нехватки рабочего персонала. Таким образом, перед государством встала острая потребность своевременного и активного контроля за деятельности промышленных предприятий, поставляющих свою продукцию в места проведения СВО.

Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий подразумевает внедрение новых способов в процессы производства продукции, увеличение объема продукции, поощрение работников предприятий. Целью государственного регулирования деятельности промышленных предприятий, а именно предприятий ОПК является контроль над качеством выпускаемых товаров, над объемом выпуска, наращивание военного потенциала для обеспечения нужд СВО. Государственной программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса» еще в 2016 году была установлена необходимость в наращивании военного потенциала страны, посредством использования таких методов, как увеличение числа предприятий ОПК, повышение количества кадрового состава, занятых на этих предприятиях, внедрение достижений искусственного интеллекта в механизмы работы предприятий [2]. Указом Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» для достижения указанных приоритетов были добавлены способы, позволяющие ускорить развитие оборонно-промышленного комплекса РФ, среди которых: увеличение числа государственных планов, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, обеспечение обмена знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики [3]. Рассмотрим методы государственного регулирования деятельности промышленных предприятий в условиях проведения СВО:

1) Увеличение количества и финансирования государственных планов по объему выпуска продукции. Министерство промышленности и торговли России активно использует стратегическое планирование для разработки государственных планов, направленных на регулирование и наращивание объемов выпуска продукции, для обеспечения нужд СВО. Представим на рисунке 1 динамику суммы денежных средств, выделяемых на реализацию государственных планов за 2022, 2023 годы.

Рис. 1. Динамика суммы денежных средств, выделяемых на реализацию государственных планов за 2022,2023 гг, млрд. руб.

С начала проведения СВО финансирование государственных заказов предприятий промышленного комплекса увеличилось с 525 млрд. руб. до 5,8 трлн. руб., что свидетельствует об увеличение числа государственных планов. Рост количества государственных планов и их внедрение в деятельность предприятий ОПК государством позволяет осуществлять контроль над объемами выпуска продукции, что необходимо для отслеживания реализации товаров, направляемых для нужд СВО. Кроме того, увеличение числа государственных планов в разумных целях полезно для экономики. Это позволяет контролировать данную отрасль производства, поддерживать её развитие. Но не стоит также забывать о том, что финансирование реализации государственных планов является расходной статьей государственного бюджета. Значит, невыполнение государственного плана, нерациональное использование выделенных денежных средств может повлечь за собой возникновение дефицита государственного бюджета.

2) Введение непрерывного цикла производства на предприятиях ОПК. Данный метод подразумевает работу предприятий в две, а в некоторых случаях и три смены в сутки, что позволяет обеспечивать бесперебойный процесс выпуска продукции. Это в свою очередь увеличивает объемы выпускаемой продукции и позволяет трудоустроить большее количество работников. В свою очередь, непрерывный цикл производства положительно влияет на развитие данной отрасли промышленности, что полезно для экономики страны. Кроме того, данная мера позволяет вовлечь в процесс производства большее количество трудовых ресурсов, что снижает безработицу.

3) Льготное кредитование для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Данная мера позволяет предприятием закупать новое оборудование, позволяющее ускорить процесс выпуска продукции, а также расширить свое производство. Центральный банк РФ, снижая ключевую ставку, обеспечивает процесс получения заёмных средств на развитие предприятия быстрее. Таким образом, происходит ускорение развития экономики страны. Представим на рисунке 2 динамику изменения процентной ставки по кредиту для предприятий ОПК за 2022-2023 годы.

Рис.2. Динамика изменения процентной ставки по кредиту для предприятий ОПК за 2022, 2023 гг., проценты

По данным графика заметна тенденция уменьшения процентной ставки по кредиту для предприятий оборонно-промышленного комплекса, по сравнению с 2022 годом ставка уменьшилась на 1,5%, что позволяет предприятиям брать больше кредитов. Увеличение заемных средств у предприятий позволяет им ускорять наращивать объемы выпуска продукции засчет расширения производства и покупки нового оборудования [4].

4)      Увеличение числа предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Данный метод регулирования деятельности промышленных предприятий состоит в восстановлении предприятий, обслуживающих военные нужды, которые прекратили выпуск продукции в годы перестройки. Кроме того, данный способ регулирования деятельности промышленных предприятий подразумевает увеличение коэффициента обновления производственных фондов, что позволяет ускорять процесс выпуска продукции. Представим на рисунке 3 изменение коэффициента обновления основных производственных фондов за 2021, 2022 годы.

Рис. 3. Изменение коэффициента обновления основных производственных фондов за 2021, 2022 гг., проценты

По данным рисунка заметна тенденция увеличения коэффициента обновления основных производственных фондов на 2,2% в период с 2021 по 2022 год. Рост коэффициента обновления основных производственных фондов свидетельствует о модернизации процесса производства промышленных предприятий, что необходимо в условиях проведения СВО. Увеличение коэффициента обновления основных фондов свидетельствует о развитии экономики страны, расширению производственных мощностей.

5) Увеличение заработной платы работникам предприятий, включенных в список оборонно-промышленного комплекса [5]. Правительство в рамках поддержки развития рынка труда предусматривает возможность прохождения бесплатного обучения для дальнейшего трудоустройства на предприятия ОПК [6]. Также Правительством предусмотрено предоставление дополнительных отпусков для работников предприятий, включенных в единый реестр предприятий, обеспечивающих нужды СВО. Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» предусмотрено превышение уровня оплаты труда работников предприятий промышленности не менее чем на 10% к среднему уровню оплаты труда в субъекте РФ [7]. Таким образом, государство контролирует постоянство кадрового состава предприятий ОПК, увеличивая льготы и заработную плату за трудовую деятельность. Увеличение заработной платы позволяет снизить уровень безработицы в стране, уменьшая нагрузку на биржи труда и центры переподготовки кадров. Кроме того, данная мера позволяет снизить показатель вынужденной миграции населения в поисках работы, а также уменьшает расходы государства на выплаты пособий по безработице.

6) Освобождение от мобилизации специалистов отдельных высокотехнологичных отраслей и ряда организаций финансового сектора. Специалисты IT сферы, непосредственно занятые в разработках методов военной разведки, составлении программного обеспечения для дронов, используемых для осмотра пространства на территории проведения СВО, освобождаются от мобилизации. Кроме того, работники аккредитованных организаций, ведущих деятельность в сфере информационных технологий, организаций, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, организаций, являющихся российскими операторами связи и задействованных устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, освобождаются от мобилизации. Это обусловлено тем, что Российский рынок нуждается в высокотехнологичных разработках, в создании новой техники с внедрением искусственного интеллекта. Таким образом, государство поддерживает развитие и стабильность деятельности финансовых организаций и предприятий, связанных с обеспечением средств связи. Данные меры государственного регулирования позволят внедрять в процессы производства новейшие технические разработки, которые позволят более точно вести боевые действия. Кроме того, данная мера способствует развитию новых отраслей промышленности, что положительно скажется на экономике страны. А также не вызовет возникновение дефицита кадров наукоемких отраслей. Таким образом, оценивая основные методы государственного регулирования деятельности промышленных предприятий в период проведения Специальной военной операции, заметна тенденция повышения активности предприятий по выпуску продукций, происходящая засчет увеличения числа государственных заказов. Кроме того, заметен рост коэффициента обновления основных производственных фондов, оказывающего существенное влияние на расширение производства и введение в эксплуатацию нового оборудования. Льготное кредитование предприятий оборонно-промышленного комплекса, непрерывный цикл производства позволяют путем расширения производства и закупки оборудования увеличить объем выпуска продукции. Так, государство посредством регулирования деятельности промышленных предприятий, наращивает военный потенциал, необходимый для успешного ведения боевых действий в рамках проведения Специальной военной операции. Кроме того, данные методы вмешательства в процесс производства продукции предприятиями ОПК оказывают положительное влияние на развитие экономики России, так как происходит снижение уровня безработицы, повышение числа квалифицированных кадров, развитие производства, снижение финансирования на выплаты пособий по безработице, уменьшение показателя вынужденной миграции в поисках занятости. Однако, излишнее финансирование государственных планов без должного и своевременного контроля за их реализацией может привести к дефициту государственного бюджета.

Использованные источники:

  1. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22.02.2022 № 35-СФ “Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации”.
  2. Государственная программа Российской Федерации “Развитие оборонно-промышленного комплекса”, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие оборонно-промышленного комплекса
  3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2021 № 25 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ” на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса». URL:http://government.ru/docs/41377/.
  5. Приказ Минпромторга РФ от 20.10.2022 № 4416 “Об утверждении порядка формирования и ведения перечня единственных поставщиков продукции военного назначения из числа организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 № 520 “О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан”. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304010002.
  7. Федеральный закон от 27.11.2023 № 555-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе”. URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270023?index=7.