Канонерова Д.А.
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ: ИСТОРИЯ, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
Санджиева В.Е.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соловьева Е.С.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛОКЧЕЙН И ОПЕРАЦИЙ С БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Спицын И.П.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНИЙ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСНАЩЕНИЯ РАЦИЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Федорова Д.А.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Хрипунова Д.Д.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
УДК 339.5
Канонерова Д.А., студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
е-mail: da.kanonerova22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Налоговые правонарушения являются актуальной проблемой ввиду их фискального характера и регулярного изменения законодательства. В статье рассматривается история развития понятия «налоговое правонарушение», раскрывается само понятие, а также выделяются его признаки.
Ключевые слова: налоговое правонарушение, налоговая ответственность, административная ответственность, штраф, налоговые преступления, Налоговый Кодекс РФ.
Налоговые поступления в бюджет государства играют ключевую роль в обеспечении экономической стабильности и безопасности как на внутреннем, так и на внешнем уровне. В процессе формирования государства на территории Древней Руси система уплаты дани постепенно превратилась в сложную сеть налогов и сборов. Вместе с этим были введены первые наказания за несоблюдение обязательств по уплате этих сумм. Эти меры впервые упоминаются в древнерусских судебных грамотах, таких как Псковские и Новгородские. Принятие Судебника в 1649 году привело к созданию отдельного административного органа – Приказа счетных дел, ответственного за контроль и обеспечение соблюдения налоговых обязательств.
Принятие в 1649 г. Судебника позволило сформировать отдельный административный орган — Приказ о счетных делах, в компетенцию которого входили контрольные и охранные функции в области уплаты налога и сбора. Этот орган осуществлял проверку и учёт налоговых нарушений и следил за поступлением денежных средств из-за взыскания долгов и изъятия имущественных прав.
Начиная с конца XIX и начала XX века, началось формирование нового института ответственности за налоговые нарушения. В рамках налоговой реформы 1881-1885 годов были ликвидированы устаревшие виды налогов, такие как соляной налог, и был создан специализированный орган власти — податная служба, которая отвечала за сбор налогов и их учет на местах. Необходимость создания такой специальной службы связана с необходимостью структурирования системы поступлений средств в казну и контроля за уплатой налогов в рамках новой реформы. Полномочия по осуществлению этих функций были переданы из рук полиции специальным податным инспекторам.
После Октябрьской революции радикально изменился подход к налоговой стратегии Российского государства. В результате национализации промышленности и запрета на частную собственность практически все объекты налогообложения изменились.
Необходимость в усилении деятельности правоохранительных органов в области налоговых правонарушений возникла в период внедрения Новой экономической политики (НЭП), когда частично была разрешена частная собственность. Постановлением Х Съезда РКП(б) в 1923 году были введены сельскохозяйственный налог, промысловый налог, подоходный налог, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений. Невыплату обязательных денежных средств трактовали как акт противоположного советской политике, направленного на нарушение государственных мероприятий. Советское законодательство не имело прямых норм, касающихся наказания за отказ от обязательного платежа в мирные времена. Статья 152 Уголовного кодекса РФ предусматривала ответственность за фальсификации отчетности относительно выполнения планов, вместо этого была предусмотрена ответственность по фальсификации отчетности. В 1960 году в Уголовный кодекс РСФСР был внесен первый налоговый состав преступлений, включающий «Уклонение от представления декларации о доходах». Этот состав определял уклонение от представления декларации о доходах от осуществления ремесленной деятельности или иной индивидуальной работы, либо от других доходов, подлежащих налогообложению, а также несвоевременное представление или представление заведомо искаженных данных в декларации после наложения административного взыскания за аналогичные нарушения. За такие действия предусматривались исправительные работы на срок до двух лет или штраф от двухсот до одной тысячи рублей.
Исходя из истории становления, налоговые правонарушения изначально не имели логичной последовательности, своей структуры. Однако с течением времени претерпевали изменения под влиянием хода исторических событий, а также исходя из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее ‒ КоАП РФ) и из Уголовного кодекса Российской Федерации (далее ‒ УК РФ) [1].
Введение нового Уголовного кодекса Российской Федерации в 1996 году открыло новую главу в развитии темы, касающейся борьбы с уклонением от уплаты налогов и сборов. В данном кодексе содержится два состава преступлений за уклонение от уплаты налогов. Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за налоговые преступления физических лиц, в то время как статья 199 УК РФ регулирует ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей организаций [2]. Таким образом, новый Кодекс, основанный на практике борьбы со преступлениями налогообложения в 1980-1990 годах, сводит преступления налогообложения к общему уровню неуплаты налогов и сборов.
В 2003 г. приняты вышеупомянутые нормы и дополнены два новых состава преступлений, связанных с налогообложением. Так, статья 199. 1 Уголовного кодекса РФ стала предусматривать и ответственность для налоговых агентов. Более того, была добавлена статья 199.2 УК РФ, такая как «сокрытие средств или имущества организаций или индивидуальных предпринимателей, с помощью которых должны производиться налоги, сборы, страховые взносы».
Принято считать, что понятие налогового правонарушения впервые было формализовано в части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) в 1998 году, однако историко-правовые корни этого термина уходят своими корнями глубже. Новейшие истоки данного понятия крепко укоренились в решении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1997 года под номером 20-11 «О деле о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» [3].
Несколько по-другому законодатель НК РФ сформулировал понятие «налоговое правонарушение». Перед ним стояла непростая задача развести понятие со схожими понятиями «преступление» и «административный правонарушение». Таким образом, в статье 106 НК РФ сформулировано следующее понятие налогового правонарушения: это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность [4]. Оно схоже с определением административного правонарушения, например, в обоих определениях не назван важный признак любого правонарушения – признак общественной опасности. Однако упоминается, что обязательно должно быть нарушено законодательство о налогах и сборах, но нормы налогового законодательства содержатся и в КоАП РФ и в УК РФ. В КоАП РФ в статье 2.1 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического, за которое данным Кодексом и законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность за уголовное правонарушение, административное правонарушение и ответственность за налоговые правонарушения не только сходны, но и близки по своей цели – охране публичных интересов. Уголовное, административное и налоговое правонарушение являются общественно опасными, близкими к содержанию, а также по мерам государственного принудительного характера.
Определяя налоговое правонарушение важно выделить его признаки. Первым признаком является налоговая противоправность, согласно статье 106 НК РФ она обозначается через понятие «нарушение законодательства о налогах и сборах» [5]. В первой статье НК РФ указано, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и из нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Помимо исчерпывающего перечня, данная статья разделяет деятельность регионального законодателя и органов местного самоуправления в сфере налогов. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливает только НК РФ.
С признаком правонарушения налогового законодательства тесно связан признак деяния. Налоговые правонарушения могут быть совершены как в форме действия, так в форме бездействия. Например, в статье 123 НК РФ предусматривается, что невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов совершается лишь в форме бездействия [6]. В отличие от данной статьи, в статье 23 НК РФ упоминается об обеих формах: «налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ».
Следующим признаком налогового правонарушения является наказуемость. Он закреплен и в статье с определением и в статье 114 НК РФ. В данной статье упомянуто: «налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения». Соответственно, признак наказуемости в налоговом правонарушении проявляется в виде денежных взысканий (штрафов).
Немаловажный признак ‒ это наличие в деянии налогового правонарушителя вины. Изначально данный вопрос был спорным, однако законодатель в определении понятия все же указал на вину, как на обязательный признак. Проведенное исследование развивает теорию налогового правонарушения, в ходе изучения истории развития стало известно, что законодательная база налогового правонарушения изначально не имела большого значения, а также не содержала структуры. Однако в ходе усовершенствования в законодательстве начинает прослеживаться последовательность. Тем не менее, был определен факт того, что налоговое правонарушение и ответственность исходит не только из НК РФ, а еще и тесно связана с нормами КоАП РФ и УК РФ.
Использованные источники:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» (утратило силу).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
- Гогин А.А. К вопросу об уточнении отдельных положений налогового кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. Научно теоретический журнал № 3 (12). Изд во СГРУ, Самара. 2002.
- Ширкин А.А., Назарова А.Б., Радченко Е.П. Налоговые правонарушения и их классификация в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 201-204.
УДК 339.5
Санджиева В.Е., студент 2 курса юридического факультета группы Российской таможенной академии
e-mail: ve.sandzhieva22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматривается финансово-правовая сущность аудиторской деятельность, включая определение и правовую характеристику. Дана классификация аудита и различия государственного и негосударственного аудита. Также раскрываются преимущества цифровизации аудиторской деятельности.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, финансовая отчетность, принципы аудиторской деятельности, субъекты аудиторской деятельности, цифровизация аудита.
Для обеспечения развития предпринимательской деятельности и рыночной экономики в целом, а также экономической безопасности государственные органы обязывают руководителей организаций предоставлять финансовую отчетность. Так, наиболее распространенным способом проверки правильности ведения бухгалтерской документации, достоверности предоставляемых отчетных сведений является аудиторская деятельность.
За последнее десятилетие система нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, претерпела изменения, в частности, в понимании законодательства данной сферы. Сейчас эта система представляет собой многоуровневую структуру. Учеными выделяются следующие шесть уровней правовых актов:
- — первый уровень включает Конституцию РФ [1];
- — второй уровень составляют международные договоры;
- — на третьем уровне Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ), им определяются правовые основы регулирования;
- — на четвертом находятся подзаконные нормативные акты, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности;
- — пятый уровень занимают нормативные правовые акты министерств и внутренние правила саморегулируемых аудиторских организаций;
- — к шестому уровню относятся внутренние регламенты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Из перечня, приведенного выше, можно сделать вывод, что в Российской Федерации аудиторская деятельность строго регламентируется и контролируется государством.
В качестве изначального пункта в характеристике аудиторской деятельности обоснованно используется определение его понятий. Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ под аудиторской деятельностью понимается «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Аудитом называется «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [2]. Исходя из этих определений понятно, что понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» не отождествляются, а первое является составной и неотъемлемой частью второго.
Аудит следует рассматривать как ключевое направление аудиторской деятельности. Вторым важным направлением — оказание сопутствующих аудиту услуг, включая обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляцию финансовой отчетности.
Определяя структуру аудиторской деятельности, необходимо отметить, что объектом аудита является финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций.
К субъектам аудиторской деятельности относятся аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Они также имеют право предоставлять услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, налоговому консультированию, оценочной деятельности, обучению в областях, связанных с аудиторской деятельностью и другое. Обозначенные услуги входят в категорию прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ они не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законом [2].
Принципы аудиторской деятельности устанавливаются Федеральным законом № 307-ФЗ, Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров, Международными стандартами аудита (МСА), а также Кодексом профессиональной этики аудиторов.
Из положений двух последних актов, следует, что в своей работе аудиторы должны следовать таким этическим принципам, как честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность и профессиональное поведение [3]. Более того, принцип профессиональной конфиденциальности требует соблюдения и после окончания деловых отношений между аудитором и аудируемым лицом. Создание Кодекса профессиональной этики аудиторов и его закрепление на законодательном уровне исключает вольное толкование важных основ аудиторской деятельности. Это позволяет достигать высокой эффективности и единообразности в работе аудиторов на всей территории Российской Федерации.
Аудит можно классифицировать по разным основаниям:
- – в зависимости от обязательности проведения аудита различают обязательный и инициативный,
- – в зависимости от пользователей информации бывает внешний и внутренний,
- – по периодичности осуществления — первоначальный, повторяющийся и оперативный;
- – по объектам изучения — финансовый и управленческий.
Также различают государственный и негосударственный внешний аудит. К общим признакам относится их регламентирование стандартами, оформление результатов в виде отчетных документов и осуществление аудита внешними органами. Наряду с общим, данные виды аудита отличаются тем, что субъектами в государственном аудите являются соответственно государственные органы, в негосударственном – коммерческие организации. В качестве объектов государственного аудита выступают государственные учреждения и предприятия, для негосударственного – коммерческие организации. Для объектов негосударственного аудита есть условия обязательности, но преимущественно он проводится по инициативе организации. Другая ситуация для объектов государственного аудита, который проводится в обязательном порядке.
Из всего перечисленного следует, что хотя целью этих видов аудита является проверка финансовой отчетности объекта, они отличаются по методам, условиям проведения и другим существенным критериям.
В 2023 году аудиторские организации и индивидуальные аудиторы были подвергнуты обязательному внешнему контролю качества работы, осуществляемому Федеральным казначейством, органом, ответственным за надзор в этой сфере. Предметом данного контроля было соблюдение законодательства об аудиторской деятельности, стандартов и Кодекса профессиональной этики аудиторов. Анализ результатов плановых внешних проверок аудиторских организаций за 2023 год показал, что основные нарушения касались формы и содержания аудиторских заключений, рабочей документации, сроков и планирования аудита [4]. Эти нарушения негативно сказываются на контрольных процедурах, корректности аудиторских заключений и общем статусе аудиторов.
В настоящее время использование традиционных методов для получения информации затруднено, поэтому аудит в РФ переходит на автоматизированный учет. Цифровизация в аудиторской сфере ускорит доступ к документам и их анализ. Современные технологии позволят автоматизировать планирование аудита, включая разработку аудиторских программ и процедур под конкретные потребности организации. Помимо ускорения работы с документацией, внедрение технологий позволит повысить эффективность сотрудничества с другими аудиторскими организациями. В заключение, аудиторская деятельность играет важную роль в подтверждении достоверности финансовой документации и уменьшении рисков для организаций путем проведения независимого контроля. Правовое регулирование аудита в РФ в большей мере осуществляется государственными органами, в том числе надзор их деятельности. Аудит классифицируется по нескольким основаниям, например, по периодичности и по объектам. Кроме того, цифровизация аудита позволит увеличить эффективность работы и сократить количество нарушений по различным требованиям.
Использованные источники
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
- Кодекс профессиональной этики аудиторов (редакция № 1) (утв. решением Правления СРО ААС от 22.12.2023, протокол № 657).
- Результаты ВКД АО План проверок на 2023 год по состоянию на 31.12.2023 // Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/kontrol/vneshniy-kontrol-kachestva-raboty-auditorskikh-organizatsiy/?year=2023.
УДК 343.851
Соловьева Е.С., студент группы 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e–mail: es.soloveva22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы налогового регулирования и налогового администрирования операций, производимых на основе блокчейн-технологий. Уделяется особое внимание элементам налогообложения в блокчейне, а также рассматриваются возможности и способы развития данных технологий.
Ключевые слова: блокчейн, блокчейн-технологии, налогообложение, транзакции, криптография, шифрование данных, хранение информации, криптовалюта, смарт-контракты.
Актуальность исследования проблем и возможностей налогообложения блокчейн-технологий обусловлена тем, что данные технологии постепенно становятся неотъемлемой частью современной цифровой экономики, но вместе с этим являются и одной из наиболее сложных тем современности. Несомненно, блокчейн обладает довольно большим потенциалом для совершенствования отраслей экономики и автоматизации многих процессов, а также повышает прозрачность транзакций, что является одним из главных достоинств данной технологии и помогает повышать как экономическую, так и национальную безопасность стран. Вместе с этим существует и ряд проблем, возникающий с распространением и усовершенствованием данной технологии.
Для начала изучим происхождение данного явления. Блокчейн – технология, созданная в 2008 году на фоне финансового кризиса и упомянутая в документе о создании первой в мире криптовалюты – Биткоин. С 2008 года не существует законодательно закрепленного определения данной технологии. В настоящее время некоторые исследователи придерживаются мнения, что необходимости легального закрепления определения блокчейн нет, так как юридические определения в технических сферах могут внести некоторую неопределенность в правовое регулирование [1]. В то же время существуют мнения, что под правовое регулирование должны попадать не сами технологии, а деятельность, совершаемая при их использовании [2].
Далее проанализируем сущность данной технологи, механизмы и принципы её работы. Блокчейн – это распределенная база данных или реестр, совместно используемый узлами компьютерной сети. Наиболее известны они своей весомой ролью в криптовалютных системах для обеспечения безопасного и децентрализованного учета транзакций, но блокчейн не ограничивается использованием только криптовалюты. От обычных баз данных блокчейн отличается способом хранения информации. Блокчейны хранят данные в блоках, связанных между собой криптографией – процесс шифрования или хранения информации. Стоит отметить, что в блокчейне могут храниться различные типы информации, но чаще всего хранятся данные о транзакциях. Важным моментом также является то, что после добавления информации в реестр её почти невозможно изменить и удалить.
Как уже описано выше блокчейн похож на базы данных или таблицы. Он состоит из программ, которые в свою очередь выполняют определенные задачи, связанные с вводом и хранением информации. Из-за того, что блокчейн распределен, на нескольких устройствах существуют копии информации, содержащейся в блоке. Каждый блок построен на основе предыдущего и включает в себя часть информации, которая ссылается на предшествующий. Просматривая самый актуальный блок, можно проверить, был ли он создан на основе последнего. Итак, если осуществить весь путь вниз по «цепочке», появляется самый первый блок, известный как блок genesis [3]. Блоки связываются между собой с помощью хеша – шестнадцатеричное число, которое появляется после того, как информация прошла процесс шифрования. Далее хэш вводится в следующий блок и шифруется вместе с другой информацией в блоке. Так создается серия связанных между собой блоков.
Для налоговых органов блокчейн представляется пространством, где происходят криптооперации, которыми необходимо управлять и которые необходимо облагать налогом, а также создавать рычаги для более эффективного налогообложения этих технологий в будущем. Налогообложение блокчейна представляет собой обширную, но вместе с этим и сложную систему, которая требует детальной проработки и создание полной законодательной базы. При налогообложении блокчейн технологий нужно учитывать ряд следующих аспектов:
- Налогообложение и криптовалюта. Криптовалюта является цифровой валютой, которая использует шифрование для обеспечения безопасности проведения транзакций. Блокчейн можно назвать основой работы криптовалюты, так как именно эта технологии обеспечивает учет транзакций, что в свою очередь помогает сделать их проведение более защищенным и прозрачным. В этой сфере существует необходимость определить налоговые обязательства по операциям, проводимым с криптовалютой.
- Налогообложение и транзакции. Одно из преимуществ блокчейн как раз заключается в том, что во время проведения транзакций не участвуют посредники, что обеспечивает высокую степень конфиденциальности. Существует необходимость разработки механизмов для отслеживания и налогообложения таких транзакций.
- Налогообложение и смарт-контракты. В своем исследовании А.С. Осмоловская определяет смарт-контракты как «набор правил и последовательность действий для исполнения. Эти правила хранятся для обсуждения условий контракта, далее автоматически проверяются, а затем выполняются условия согласно цифровому протоколу» [4] В смарт-контрактах условия сделки проверяются и выполняются автоматически на основе технологии блокчейн. Необходимо разработать правила налогообложения для операций, осуществляемых с помощью смарт-контрактов.
- Международное сотрудничество. В связи с тем, что технологии блокчейн имеют глобальный характер, нужно обеспечить диалог налоговых органов стран для эффективного контроля за исполнением налоговых обязательств. Еще одной причиной международного сотрудничества является необходимость избегать двойного налогообложения.
Блокчейн является совершенно новой технологией и в большинстве случаев рассматривается как обширная система большим потенциалом, при этом существует довольно много проблем касательно законодательного урегулирования и налогообложения данной сферы. Одной из главных проблем является сложность отслеживания транзакций. Как уже описывалось выше, блокчейн обладает высокой степенью конфиденциальности. В большинстве случаев пользователи данной технологии могут создавать аккаунты без предоставления личной информации. Также осложняет контроль то, что помимо имени пользователи могут скрывать и свое местоположение, начиная с изменения IP адреса устройства, с которого был открыт кошелек, заканчивая использованием «приватных» блокчейнов, которые чаще всего используются в корпоративной среде и распределяют данные пользователей. Примером может служить Hyperledger Fabric. Еще одной проблемой можно считать риск уклонение от налогов, опять же из-за высокой степени анонимности и децентрализованности данной технологии. Все это осложняет их регулирование и налогообложение. Возвращаясь к тому, что данная технология относительно недавно появилась в цифровой среде, существуют определенные пробелы в законодательстве, в частности в сфере налоговых обязательств. Соответственно у инвесторов может возникнуть некоторая неопределенность. Также важно упомянуть, что блокчейн не привязан к определенной стране и данные технологии позволяют осуществлять международные транзакции. Такая ситуация может создать сложности в определении налоговых обязательств для инвесторов из разных стран.
Технологии блокчейн постоянно развиваются, улучшаются и модернизируются. Скорость, с которой создаются и внедряются в повседневную жизнь технологии отличается от скорости, с которой принимаются законы, определяющие налоги и защищающие права всех заинтересованных лиц. На данный момент не только в научных и информационных кругах общества, но и среди простых граждан возрастает интерес к этой новой технологии. Для устранения разрыва между законодательством и этапом развития блокчейн нужно провести комплексные исследования, отвечающие на вопросы, связанные с применением данной технологии [5]. Определенно можно сказать, что есть широкие возможности в сфере развития налогообложение блокчейн технологий. Прежде всего, существует необходимость разработки инструментов регулирования данных технологий. Создание четких правил и инструкций могут помочь как участникам данных отношений, так и налоговым органам. Со стороны государства можно также проводить политику, направленную на стимулирование инноваций в сфере блокчейн и цифровой экономики при помощи создания устойчивых правил налогообложения в данной области. О.И. Лютова и И.Д. Фиалковская в своем исследовании также предлагают создать систему «транзакционного (автоматического) налогообложения с использованием «умных» налогов, сбор которых осуществляется автоматически в момент налогооблагаемой транзакции, то есть в «реальном времени»» [6]. Все предложенные инструменты могут помочь улучшить систему налогообложения операций, которые производятся на основе блокчейн. Таким образом, можно сделать вывод, что блокчейн – одна из инноваций, имеющая большой потенциал для развития и меняющая привычную систему осуществления транзакций. Сегодня финансовый и банковский секторы все больше и больше инвестируют в эту технологию, в частности, через криптовалюту и обмен товарами и услугами, которые можно оплатить через данную систему. Поэтому налоговые органы должны быстро адаптироваться к этим новым средствам платежей, обмена и инвестиций. В ближайшем будущем одной из основных задач налоговых органов в сфере блокчейн и криптовалюты будет найти середину между регулированием технологий и стимулированием инноваций. Между тем блокчейн может выступать не только как объект налогообложения, но и как механизм, позволяющий улучшить, автоматизировать систему налогообложения. Примером применения технологии блокчейн в современных налоговых условиях может являться Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в котором окончательно сформировалось понятие финансового актива [6].
Использованные источники:
- Нам К.В. Правовые проблемы, связанные с применением блокчейна // Судья. 2019. № 2. С. 24—27.
- Баракина Е.Ю. Понятие «технология блокчейн» и его применение в национальной платежной системе Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Банковское право. 2018.
- Мебония М.А. Технология блокчейн. Примеры блокчейна и его применение // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blokcheyn-primery-blokcheyna-i-ego-primenenie (дата обращения: 07.04.2024).
- Осмоловская А.С. Смарт-контракты: функции и применение // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smart-kontrakty-funktsii-i-primenenie (дата обращения: 07.04.2024).
- Лановая Е.А. Правовое регулирование блокчейн // Вестник магистратуры. 2022. №10-3 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-blokcheyn (дата обращения: 08.04.2024).
- Lyutova Olga I., Fialkovskaya Irina D. Blockchain technology in tax law theory and tax administration // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blockchain-technology-in-tax-law-theory-and-tax-administration (дата обращения: 08.04.2024).
УДК 339.5
Спицын И.П., студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: ip.spitcyn@customs-academy.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового Российской таможенной академии, кандидат юридических наук
Аннотация. в данной работерассмотрена проблема недостаточного оснащения машин, осуществляющих транспортировку опасных грузов, а также возможные варианты решения данной проблемы.
Ключевые слова: опасные грузы, ответственность, технические характеристики, оснащение транспортных средств, авария, трагичные последствия.
В настоящее время транспортные средства (ТС), перевозящие опасные грузы, играют важную роль в транспортной и логистической системе. В нашей стране с развитой отраслью добычи и переработки энергоносителей, таких как нефть и газ, транспортировка легковоспламеняющихся, взрывоопасных и других химических веществ является важным элементом функционирования экономики Российской Федерации.
Автомобиль сам по себе является объектом повышенной опасности, а ТС, осуществляющие перевозку опасных грузов, тем более. По этой причине в нашей стране были приняты правила их перевозки, а также требования к ТС и их водителям, размещенные в следующих правовых актах:
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов «(ДОПОГ/ADR)».
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
- Федеральный закон от 8 декабря 2007 г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В приведенных документах содержится обширный список требований к техническим характеристикам автомобиля, профессиональным навыкам водителя, знания им техники безопасности и умение выполнять все предусмотренные ей мероприятия по предотвращению аварий и иных негативных последствий. Прописаны средства, которые обязаны быть оборудованы на ТС, как например, «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства тахографами» [1]. Или «допустимая масса четырехосного автомобиля равна 32 тоннам» [2].
Также предусмотрена тщательная проверка специалистами исправности ТС перед каждой поездкой. Однако не стоит забывать о человеческом факторе, когда перед выездом данная проверка по каким-либо обстоятельствам не была проведена или была проведена некачественно, что в результате привело к поломке автомобиля во время движения. Так как это машина перевозящая опасный груз, то любая поломка может привести к катастрофическим последствиям. В качестве примера можно привести ситуацию: Осенью 2023 года, водитель, перевозящий горюче-смазочные материалы, двигаясь по шоссе из Москвы в Ростов, получил по личной рации сообщение от другого участника дорожного движения о том, что у бензовоза задняя ось красного цвета и идёт дым. После полученного сообщения водитель немедленно остановил машину, выполнив все требования противопожарной безопасности, вызвал необходимые спецслужбы, в результате чего катастрофы удалось избежать. В данной ситуации стоит отметить, что это задняя ось грузового прицепа, и на большой скорости дым сразу уходил назад, из-за чего в боковые зеркала заднего вида его не было видно. Таким образом от возможной аварии водителя спасло наличие рации, по которой он и получил сообщение.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что данный инцидент, является основанием для законодательного закрепления в правилах дорожного движения либо уже существующем из представленных мной НПА положения об обязательном оснащении рациями, а также создании специальных единых каналов связи. Это поможет сократить число аварий, связанных со взрывом или возгоранием груза. Стоимость их приобретения и установки мала, относительно предотвращаемого ущерба. А он мог бы быть колоссальным: возгорание и взрыв грузовика, гибель водителя, возможное повреждение других транспортных средств на дороге, потеря груза, убытки компании, связанные с этим, расследование и выяснение причин возгорания. Санкции вплоть до приостановления деятельности компании по причине халатного отношения к техническому осмотру, приведшему к аварийным последствиям. В отношении ответственных за него было бы возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ. Так наличие рации в салоне автомобиля, купленной водителем для личного пользования, смогло предотвратить все эти трагические последствия.
Использованные источники
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации».
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов «(ДОПОГ/ADR)».
- Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
- Федеральный закон от 8 декабря 2007 г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории №, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».
УДК 347.73
Федорова Д.А., студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: da.fedorova22@customs-academy.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В настоящее время здравоохранение является одной из важнейших социальных сфер общественной жизни. В данной статье рассматриваются вопросы экономики здравоохранения. Изучение данной сферы помогает принимать обоснованные решения, направленные на наиболее эффективное и рациональное использование ограниченных ресурсов в здравоохранении, а также на обеспечение максимальных выгод для пациентов и общества в целом. Для того чтобы оптимизировать финансовые ресурсы, которые направляются в сферу здравоохранения, повысить эффективность и рациональность их использования, уполномоченные органы используют такую деятельность, как финансовый контроль.
Ключевые слова: финансовый контроль, здравоохранение, бюджет, доходы, расходы, принципы.
В современной России отсутствует единая концепция формирования системы финансового контроля. Неэффективность этой работы заключается в отсутствии прецедентов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. Для того чтобы улучшить систему финансового контроля, необходимо начать с анализа проблем, которые ограничивают достижение поставленных задач.
Финансовое регулирование в России, зафиксированное в Бюджетном кодексе Российской Федерации, не включает точного определения понятия «финансовый контроль» и не описывает исчерпывающий список институтов, уполномоченных выполнять контрольные функции в сфере бюджетных финансов. Этот нормативный пробел порождает дискуссии в научных кругах и правовые споры относительно интерпретации данного термина.
Итак, контроль играет важную роль в процессе управления, поскольку позволяет оценить эффективность принятых решений и, если необходимо, корректировать дальнейшие действия для достижения поставленных целей. Кроме того, контроль помогает управляющим органам видеть, насколько соответствует фактическое выполнение плана заданным ожиданиям, и принимать своевременные меры для устранения отклонений.
Контроль может осуществляться как автоматизированными средствами (например, использование специальных программных систем), так и при помощи ручных методов (например, анализ отчетности, проведение проверок). Однако важно помнить, что контроль должен быть систематическим, объективным и своевременным, чтобы обеспечивать эффективное управление процессом.
Таким образом, контроль играет важную роль в управлении, позволяя не только следить за результатами деятельности, но и принимать меры по их коррекции и улучшению. Он является неотъемлемой частью управленческого процесса и помогает обеспечить достижение целей в условиях постоянно меняющейся среды.
Процесс управления непосредственно связан с властью. Властность контроля определяется наличием у контрольных органов ряда полномочий, связанных с такими правами и обязанностями, как направление подконтрольным объектам обязательных для исполнения представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и недостатков; постановка перед руководством и правоохранительными органами вопроса о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц; применение штрафных санкций [1].
В свою очередь государственный финансовый контроль представляет собой урегулированную нормами права деятельность уполномоченных органов, организация (юридических лиц) и должностных лиц по установлению соответствия или несоответствия деятельности и операция подконтрольных субъектов и сопровождающих эту деятельность и операции обязательных к составлению первичных документов и форм отчетности требованиям регулирующих финансовые отношения законов и иных нормативных правовых актов [2].
Финансовый контроль в медицинской сфере обладает уникальными чертами, проявляющимися в его направленности и заданиях. Финансово-хозяйственная деятельность организаций, которые используют средства консолидированного источника финансирования системы здравоохранения для осуществления своей основной деятельности является объектом финансового контроля медицинских учреждений. Задачей финансового контроля здесь является гарантирование законности и результативности распределения средств из государственного и частного бюджетов, а также государственных активов. Основные обязанности включают организацию и проведение проверок по своевременному выполнению доходов и расходов в медицинских бюджетах по объему, составу и цели; оценку рационального использования финансов; исследование отклонений от нормативных финансовых показателей и разработку корректировок; предложение улучшений в бюджетной системе отрасли и прочее.
Чтобы обеспечить законность финансового контроля, он строится на специализированных основах:
- – принцип законности в финансовом контроле означает, что деятельность органов фискального надзора осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Это обеспечивает соблюдение правовых норм и нормативных требований при проведении контрольных мероприятий, что поддерживает прозрачность и законность в управлении финансами;
- – принцип независимости предполагает, что лицо, осуществляющее финансовый контроль, действует самостоятельно и без влияния извне. Это гарантирует объективность и непредвзятость в принятии решений и выборе мероприятий для получения достоверных результатов контроля;
- – принцип объективности подразумевает, что при проведении финансового контроля исключается субъективность и предвзятость. Все выводы и заключения должны основываться на достоверных доказательствах, что обеспечивает объективное и непредвзятое оценочное суждение о финансовых процессах и операциях.
Эти принципы в совокупности обеспечивают эффективность, надежность и законность финансового контроля, способствуя обеспечению финансовой стабильности и прозрачности в управлении бюджетными ресурсами.
Кроме того, применяются дополнительные принципы: гласность – публикация данных, результатов аудита и финансовых отчётов в общедоступных ресурсах, и эффективность – оптимизация процессов финансового мониторинга для достижения целей при минимальных временных, финансовых и трудовых ресурсах.
Финансовый контроль в системе здравоохранения осуществляется через превентивный контроль, тематические проверки и ревизию. Превентивный контроль помогает предотвратить ошибки и хищения бюджетных средств. Тематические проверки позволяют контролировать конкретные виды хозяйственных операций, а ревизия обеспечивает полное и глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности. Эти механизмы финансового контроля помогают обеспечить эффективное использование бюджетных средств и предотвратить финансовые нарушения в системе здравоохранения.
Изучая перечисленные способы финансового контроля, превентивный метод является самым эффективным, так как он позволяет предупредить различные финансовые нарушения и потери ресурсов в хозяйственной деятельности медицинских учреждений [3].
Механизм финансирования здравоохранения представляет собой смешанную систему, включающую как частные вложения от населения, так и государственные ассигнования. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники [4]. Для надзора за корректностью использования этих средств и предотвращения финансовых нарушений действуют контролирующие органы, обеспечивающие надлежащий финансовый контроль бюджетных потоков в системе здравоохранения.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации контролирует бюджетные расходы организаций, находящихся в его ведении. Финансовый контроль включает в себя: федеральные бюджетные учреждения, государственные независимые учреждения и государственные предприятия.
- Не менее важную роль играет Счетная палата Российской Федерации, благодаря ей осуществляется оценка (анализ) деятельности контролирующих и учетных органов Российской Федерации и муниципальных органов. Кроме того, даются заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности.
- Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является обязательным государственным органом субъекта, который создается законодательным органом, осуществляющим внешний финансовый контроль.
- Фонд обязательного медицинского страхования регулирует деятельность медицинских страховых организаций, работающих в сфере обязательного медицинского страхования. Указанные органы рассматривают ряд вопросов, связанных с соблюдением Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании» и использованием страховой медицинской организацией фонда обязательного медицинского страхования в течение ограниченного периода времени. Аудит проводится непрерывно или выборочно с использованием различных финансовых, бухгалтерских и отчетных документов.
- Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации играет важную роль в обеспечении исполнения законов, указов и распоряжений Главы государства в отношении расходов и средств, направляемых в здравоохранение. Контрольное управление обеспечивает прозрачность и соблюдение правил в использовании бюджетных средств в данной сфере, а также способствует эффективному использованию ресурсов для обеспечения качественной медицинской помощи населению. Так, например, Глава государства утвердил перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства, состоявшегося 8 ноября 2023 года и одно из них касалось сферы здравоохранения: увеличить объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, ежегодно направляемых на разработку инновационных продуктов в интересах здравоохранения [5].
Когда из государственного бюджета выделяется финансирование медучреждениям для конкретных программ, фискальные органы обеспечивают финансовый контроль над правомерностью расходования этих средств. Несоблюдение целевого направления бюджетных фондов может повлечь за собой ответственность, регламентируемую законодательством, как административную, так и уголовную. Административные нарушения могут приводить к санкциям, таким как штрафы для лиц, занимающих должностные положения, в пределах 20-50 тыс. рублей, а также к дисквалификации. Превышение порога в размере 1,5 млн рублей рассматривается как уголовное деяние, при этом Кодекс выделяет и усугубленные виды преступлений, например, совершенные группой по предварительному сговору или особо масштабные по величине ущерба, что может привести к строжайшим мерам: от назначения штрафов до лишения свободы сроком до определенных лет.
Важно отметить, что в Бюджетном Кодексе РФ есть также свои составы и санкции. Так, например, нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных для финансирования конкретных целей и осуществляемых через межбюджетные трансферты, является серьезным нарушением финансовой дисциплины. Это может привести к негативным последствиям, таким как ущерб для целевых программ и проектов, а также потеря доверия к управлению бюджетными ресурсами.
В случае выявления нецелевого использования таких средств, предусмотрены различные меры ответственности. Одной из них может быть взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, включая возможное штрафное взыскание. Также может быть принято решение о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов в будущем, за исключением случаев, когда это касается субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Эти принципы совместно обеспечивают эффективность и доверие к системе финансового контроля, что важно для поддержания финансовой дисциплины и прозрачности в управлении государственными и частными финансами.
По результатам финансового контроля составляется акт проверки, который подписывается инспекторами финансового контроля и руководителем проверяемого медучреждения (в порядке его ознакомления) [6].
По результатам проверки создается либо документ рекомендательного характера, в соответствии с которым пробелы должны быть устранены в установленные проводимым органом сроки, либо приказ, исполнение которого неотложно с момента вручения.
Чтобы гарантировать результативность системы контролирования финансов в сфере медицины, прежде всего, требуется законодательно урегулировать процедуры финансового надзора. Во-первых, важно обеспечить профессиональную подготовку сотрудников, занимающихся финансовым контролем в медицинских учреждениях. Это позволит повысить качество проводимых проверок и обеспечит более эффективное выявление финансовых нарушений. Также следует активно применять современные информационные технологии для улучшения системы финансового контроля в медицине. Автоматизация процессов, использование специализированного программного обеспечения для отслеживания финансовых операций и анализа данных позволит повысить эффективность контроля и минимизировать риски ошибок.
Более того, важно установить механизмы мониторинга и обратной связи, чтобы постоянно оценивать эффективность системы финансового контроля в медицине и вносить необходимые корректировки для ее улучшения. Только комплексный подход, объединяющий законодательное регулирование, профессиональную подготовку сотрудников, использование современных технологий и постоянный мониторинг, может обеспечить результативность системы контроля финансов в сфере медицины. Таким образом, государственный финансовый контроль представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на обеспечение соблюдения требований, условий и правил со стороны подконтрольных субъектов. Это необходимо для обеспечения законного, бесперебойного и эффективного движения финансовых средств в экономике. Улучшение системы государственного финансового контроля в области здравоохранения позволит оптимально и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы, направленные на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи. Благодаря применению экономических принципов и методов управления ресурсами в сфере здравоохранения можно оптимизировать расходы, улучшить качество медицинского обслуживания, обеспечить доступность медицинской помощи для всех слоев населения и повысить эффективность функционирования системы здравоохранения в целом.
Использованные источники
- Жуков В.А., Опенышев С.П. Государственный финансовый контроль. М.: РАСХН, 1999. 385 с.
- Ручкина Г.Ф. Финансовое право: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., пер. и доп. 362 с.
- Богма К.А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. Т. 60. № 3. С. 162–167.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102152259.
- Перечень поручений В.В. Путина по итогам совещания с членами Правительства от 08.11.2023 [Электронный ресурс] // URL: web-сервер Кремля (http://www.kremlin.ru).
- Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 557 с.
УДК 339.5
Д.Д. Хрипунова, студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии
e-mail: hripunovadarjya@mail.ru
Научный руководитель: Е.С. Недосекова, доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Банк России начал разработку цифрового рубля в 2020г. Интерес к цифровому рублю всё больше увеличивается с течением времени. В обществе всё чаще можно услышать «цифровой рубль», однако многих приводит в замешательство вопрос отличий между безналичными денежными средствами и криптовалютой, а также отсутствует понимание как работает цифровой рубль и для чего он нужен. Все эти вопросы, а также преимущества и недостатки цифрового рубля будут рассмотрены в этой статье.
Ключевые слова: цифровой рубль, Центральный банк, криптовалюта, безналичные денежные средства, уникальный цифровой код, цифровые системы, форма национальной валюты.
Для начала, стоит отметить, что в соответствии с законом от 1 августа 2023 г. цифровой рубль внедряется, как новая цифровая валюта, разрабатываемая Банком России и выступающая в качестве третьей формы денег, наравне с наличными и безналичными [1]. По сути, это уникальный цифровой код, который хранится в цифровых кошельках на специальной платформе Банка России, который собственно и будет эмитировать национальную валюту в дополнение к существующим формам. Из этого определения явно видно первое отличие новой формы от безналичного рубля. Безналичные денежные средства хранятся на счете, другими словами — находятся в банке. Пластиковая банковская карта дает возможность доступа к этому счету по специальному коду: пользователь заходит в счет, который находится в банке и управляет им. Цифровой же рубль хранится на платформе Банка России, в цифровых кошельках. Это значит, что все сведения о счете записаны на карту, а соответственно расчеты цифровым рублем будут работать офлайн, без необходимости выхода в интернет, что и заявляет Центральный банк. Помимо этого, безналичные рубли можно брать в кредит, по ним могут начисляться проценты на остаток, цифровой рубль же таких функций не имеет. Как и в приложениях по работе с безналичными денежными средствами, на платформе цифрового рубля смогут открыть счет физические и юридические лица и Индивидуальные предприниматели. Однако, открыть возможно только один кошелек на одного пользователя, в отличие от безналичных денег, которые можно хранить на разных счетах.
Рассмотрим же разницу с криптовалютой. Во-первых, у нее нет эмитента, который есть у цифрового рубля и которым является Банк России. Он отвечает за сохранность денежных средств пользователей и их безопасность. При открытии кошелька пользователь обязан предоставить свои персональные данные. Это повышает возможность отслеживания всей цепочки операций и транзакций с цифровым рублем. При использовании же криптовалюты нет никаких гарантий, никакой безопасности, всевозможные риски всегда лежат на пользователях, так как обязанности с внесением персональных данных не предусмотрено. Кроме того, курс цифрового рубля является фиксированным и равным курсу национальной валюты, так как цифровой рубль обеспечен золотовалютными резервами и другими активами государства. Криптовалюта же ничем не подкреплена. Ее курс зависит от заинтересованности покупателей к ней.
Многие финансисты, аналитики и политики в целом негативно реагируют на появление и активное развитие криптовалют. Таковые считают, что помимо широкого спектра возможностей, криптовалюта приносит и множество проблем для проведения повседневных операций в платежных системах, а также нарушает финансовую безопасность государства, так как криптовалюта дает возможность совершать транзакции в обход банков и государственного налогового регулирования.
То ли дело цифровой рубль, появляющийся в период активного углубления большинства сфер жизни человечества в цифровые системы. Благодаря своему уникальному цифровому коду, маркировке, словно банкноты, которые пронумерованы, цифровой рубль легко контролируется государством и дает ему возможность четко отслеживать все производимые пользователями транзакции. Почему нельзя было ввести такие функции в работу безналичных денежных средств? Потому что коммерческие банки со временем стали приобретать все большее влияние, и зона ответственности за массовые денежные средства уже лежала на их плечах и плечах других финансовых организаций. Влияние стало столь широким, что результаты от попыток решения проблемы невозможности необходимого контроля со стороны государства не давали нужных результатов. Воздействие Центрального банка становилось все менее значительным и контролировать и банки, и перемещающиеся между ними средства стало все сложнее. Теперь же, предусмотренные функции цифрового рубля демонстрируют очевидную пользу для государства: становится легче отслеживать денежные потоки, в том числе потоки бюджетных средств, так как они будут кодироваться на траты в строго ограниченных категориях. Как отмечает Генеральный прокурор России И.В. Краснов, прозрачность расчетов сделает проблематичным так называемое «отмывание» денег и коррупционную деятельность [2]. Помимо того, новая форма валюты позволит государству четко выявлять и предотвращать недобросовестную уплату хозяйствующими субъектами налогов и сборов, быстрее распределять социальные и иные выплаты, эффективнее бороться с теневой экономикой, в целом улучшить условия проведения кредитно-денежной политики и облегчить поддержание финансовой стабильности. Стоит также отметить, что в сложившихся отношениях нашей страны с другими государствами очевидным преимуществом цифрового рубля является его защита от санкционного давления, ведь оно, в первую очередь, направлено на коммерческие организации, объекты, товары и услуги. Проведение же монетарной политики государством безопасно от санкций. Даже если в будущем удастся сделать цифровой рубль средством международной платежной системы, несоюзные государства не смогут предпринять никаких мер против государств, контракты с которыми будут заключены в новой форме валюты [3]. И все это, в том числе, благодаря необычной форме цифрового рубля, которая выражается в уникальном цифровом шифровании.
Чем же новая форма валюты привлекательна для граждан? Как раннее уже говорилось, доступ к цифровому рублю можно будет получать и в режиме офлайн, что особенно удобно для жителей отдаленных территорий нашей страны, куда Интернет не доходит или где плохо работает. Кроме того, кошелек будет доступен пользователю в любых банках, где он обслуживается, так как все они имеют одну функцию, функцию посредника между Центральным банком и клиентами, и все банковские расчеты будут осуществляться по единому тарифу. Нельзя и вновь не отметить высокий уровень безопасности при использовании цифрового рубля, так как, благодаря возможности проведения мониторинга денежных средств, восстановить нарушенные права владельца в случае хищения денежных средств или их утраты будет проще и эффективнее. Более того, выявление нелегальных расчетов, переводов, операций и платежей позволит предотвратить любую незаконную деятельность, угрожающую будь то определенному физическому лицу или же целому обществу, будь то кибератака, взлом или же спонсирование террористического акта. Высокий уровень конфиденциальности, полученный с помощью обязанности лиц не передавать информацию третьим лицам без согласия обладателя денежных средств, позволяет пользователям не переживать за свои личные данные. Вся информация защищается в специальных комплексных установках, что обеспечивает максимальную невозможность третьих лиц «подобраться» к данным. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина отметила, что преимуществом для граждан будет то, что, при использовании цифрового рубля, банки будут увеличивать проценты по средствам на счетах пользователей, то есть на цифровых кошельках. Это будет возможным благодаря уменьшению транзакционных издержек, а в определенном объеме и их полном отсутствии, и выгоду от этого получат в большинстве своем клиенты и потребители [4]. Кроме того, Е. Кривошея, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково РЭШ» считает, что внедрение цифровой валюты в обращение способствует снижению затрат на обслуживание пластиковых карт [5]. Выгоду от этого, помимо банков, также могут получить и клиенты. Преимуществом использования цифрового рубля в бизнесе является возможность заключения смарт-контрактов —оформленных посредством компьютерной программы договоров по стандарту, установленному финансовым регулятором, которые содержат информацию о сторонах сделок, суммах и условиях их исполнения, позволяющую избавляться от услуг адвоката или брокера и тем самым экономить значительную часть денег и увеличивать доходы [6]. При использовании смарт-контрактов цифровые рубли могут быть маркироваться для определения условий и мест их расходования. Это позволяет отслеживать всю цепочку прохождения маркированных цифровых рублей.
Как и у других форм национальной валюты, у цифрового рубля есть и свои недостатки. Одним из наиболее существенных является риск снижения ликвидности банков. Быстрое внедрение цифровой валюты может привести к оттоку средств из коммерческих банков, они не смогут получать комиссионную прибыль, а это в свою очередь затруднит предоставление кредитов как частным лицам, так и бизнесу. Второй проблемой является возможность четкого отслеживания операция с денежными средствами. Формат цифрового кода, используемого для нового рубля, позволит государству контролировать все транзакции. С одной стороны, есть защита от мошенников, с другой — преобладает своего рода монополизация со стороны государства. Это может вызвать чрезвычайную настороженность и недоверие у потенциальных пользователей, тем более учитывая возможность шифрования цифрового рубля на определенные условия. Неравномерное распространение цифрового рубля и значительная зависимость финансовой системы от технологий может вызвать проблемы в доступе к использованию новой формы валюты для определенных групп населения, таких как пожилые люди и малообеспеченные слои населения. А также, несмотря на высокий уровень безопасности, который обеспечивается цифровым рублем, в мире технологий всегда есть риск появления новых мошеннических взломов, атак, вирусов, а так как система централизована, сбои могут приводить к масштабным кризисам. Таким образом, введение третьей формы национальной валюты является новым элементом в экономической сфере цивилизационной эпохи. Цифровой рубль представляет собой уникальный цифровой код, который будет хранится на специальной платформе Банка России, а операции с ним будет возможно проводить через коммерческие банки. По сравнению с безналичными денежными средствами, а также с криптовалютой, цифровой рубль должен обеспечить более безопасное перемещение денежных средств, обезопасить данные пользователей от кибератак, снизить транзакционные издержки как для физических лиц, так и для бизнеса, а также позволить использовать валюту и совершать операции с ней офлайн. Массовое внедрение цифрового рубля может значительно изменить финансовую систему страны, что будет иметь свои как положительные, так и отрицательные последствия.
Использованные источники:
- Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций // Официальный сайт Центрального Банка. 13 октября, 2020 [Электронный pecypc]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74662042/.
- URL:https://iz.ru/1261884/2021-12-09/genprokuror-rossii-otcenil-rol-teifrovogo-rublia-v-borbe-s-korrupteiei.
- Сидоренко Э. Цифровой рубль может помочь обойти санкции Запада. URL: https://pravo.ru-01.06.2022.
- URL: https://tass.ru/ekonomika/17975587.
- Открытый журнал. Преимущества и недостатки цифрового рубля для населения и бизнеса. URL: https://journal.open-broker.ru/research/plyusy-i-minusy-cifrovogo-rublya.
- Смирнов Ф.А. Трансформация мировой финансовой системы: блокчейн, «умные контракты» и внебиржевые деривативы. Аудитор. 2017:(6):49-54.